(495) 795-51-32     Контакты

Результаты

От учеников 
"Мне очень понравилось учиться по программе "Учись учиться". Там в книге говорится о многом интересном, особенно там интересные картинки. А главное в школе я стала учиться намного лучше!!! Я хочу, чтобы другие тоже ходили сюда учи...

От учителей 
"Подойдя к завершению тренинга, я только сейчас осознала всю важность того, что я сделала. Педагогу с почти 20-летним стажем, восп...

От родителей и взрослых 
"Я, Наталья Килеева очень довольна тренингом "Учись учиться", мой сын по прошествии 1.5 месяцев заметно улучшил свои знания в школе. Появился интерес ходить в школу, учить уроки, стал много интересоваться. При новшестве старается ...

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как повысить качество образования?

Как вы думаете, много ли сейчас в нашей стране неграмотных людей? Неграмотность означает «неумение читать и писать», а также «отсутствие необходимых, существенных для какой-либо области знаний и навыков». Таким образом, цель образования заключается в обучении людей чтению и письму, и в делании их компетентными, т.е. «обладающими основательными знаниями в какой-либо области». И поскольку будущее общества – это его дети, то начинаем мы, прежде всего, с детей.


Но разве в нашем обществе есть люди, не умеющие читать и писать? Не так давно мы считались самой читающей страной в мире, а наша система образования была одной из самых прогрессивных. Практически все дети школьного возраста у нас умеют читать, они даже сдают в первом классе зачеты по чтению на скорость. Согласно официальным источникам, неграмотность побеждена у нас раз и навсегда! Позвольте мне с этим не согласиться. Позвольте еще раз обратиться к толковому словарю и прояснить значение слова «читать». Слово «читать» – означает «уметь воспринимать, понимать что-либо написанное, напечатанное». Ключевое слово здесь – понимать. И я возьму на себя смелость утверждать, что далеко не все выпускники наших общеобразовательных школ действительно обладают способностью понимать то, что они читают.

 

Пишет директор школы Прикладного образования «Логос» Е. Сотников: «Бабушка привела в наш центр внука, ученика 3-го класса. Мальчик был круглым отличником, и бабушка просто хотела, чтобы летом он немного повторил школьную программу. При тестировании ему предложили прочитать небольшой текст, и он достаточно успешно справился с этой задачей. Он прочитал текст быстро, громко, четко, и практически без ошибок, именно так, как его научили в школе, а его бабушка при этом светилась неподдельной гордостью за любимого внука. И единственное, что несколько насторожило преподавателя, который проводил это тестирование, – это роботичность в манере чтения этого мальчика.
Но потом произошло нечто совершенно неслыханное: мальчика попросили передать смысл прочитанного своими словами. Он посмотрел на преподавателя с нескрываемым удивлением, т.к. такого поворота событий он явно не ожидал. И... не смог даже приблизительно рассказать о том, что он только что прочитал.
На самом деле, текст был не сложный для ребенка этого возраста. Но проблема была не в этом. Проблема была в том, что чтение для этого мальчика не было осмысленным процессом, это было просто механическое действие. Просто распознавание печатных символов и называние их вслух. Т.е. он построил «умственную машину» для чтения вслух, которая делала за него всю черновую работу, по типу того, как водители автомобилей используют «умственные машины», управляющие машиной, а сами при этом ведут разговор, размышляют над какой-либо проблемой, или слушают музыку. Этот мальчик, читая текст, на самом деле сам не принимал в процессе чтения никакого участия! Он даже и не пытался понять хоть что-то из того, что он читает! Более того, он вообще не связывал процесс чтения с пониманием! Именно этому его и научили в школе на уроках чтения: быстрому и четкому произношению написанного. Очевидно, тренируя скорость чтения, преподавателям и в голову не приходило проверять понимание.
Кстати, этот мальчик обладал действительно отличной памятью. Когда с ним работал наш прояснитель слов, он с легкостью запоминал определение значения слова из словаря, и бойко, слово в слово, повторял его. Но когда его просили составить с этим словом свои предложения, он не мог этого сделать. Он начинал злиться, и возмущаться, он не понимал, что от него хотят, - ведь он процитировал дефиницию из словаря слово в слово! Надо ли говорить о том, что он ненавидел школу, учителей и учебу лютой ненавистью?! Если прояснителю удавалось добиться, чтобы он составил свое предложение с проясняемым словом, это предложение, как правило, было связано с тем, какую расправу он учинит над преподавателями и школой. Это и понятно: человек ненавидит то, что не понимает. И знаете, этот мальчик не был каким-то необычным явлением. Нет, он был обычным продуктом нашей системы школьного обучения.
И поскольку он умел «читать», т.е. воспроизводить вслух написанное, делал это довольно бойко, а также мог запоминать и повторять на экзамене в школе материал для заучивания слово в слово, - он считался не только грамотным, но и одним из наиболее успешных учеников в классе. К сожалению, он был далеко не единственным студентом, пришедшим в наш центр, который не связывал чтение с пониманием. Таких детей было довольно много. И нужно было видеть удивление на их лицах, когда после нескольких часов работы с прояснителем слов они вдруг осознавали, что могут понимать то, что читают!»

Все это показывает нам, что о всеобщей грамотности, не говоря уже о компетентности выпускников учебных заведений, в нашем обществе говорить рано. Все, что мы имеем сегодня в обычной общеобразовательной школе, - это обучение ради обучения или сдачи экзаменов. Такое обучение не подразумевает понимания изучаемого материала. Во главу угла ставится механическое запоминание данных и умение эти данные воспроизвести как можно ближе к исходному тексту. Не подлежит сомнению и тот факт, что такой подход убивает у детей всякое желание учиться, порождает антагонизм к школе, учителям и обучению. А при отсутствии мотивации и естественного желания человека постигать окружающий мир, получать новые знания, которые можно было бы использовать, очень скоро мы скатываемся к обучению под принуждением, к подавляющей системе обучения. Итак, вопрос, куда же мы идем, и что нам со всем этим делать? Ответ один – строить школы и центры Прикладного Образования! Только в системе Прикладного образования мы можем восстановить естественную ценность обучения, добиваясь полного понимания учащимися изучаемого материала и уверенности в его применении.

Статья Прикладного Образования

(495) 795-51-32     Контакты