Нужно ли контролировать детей? И если да, то как?
"Нужно ли контролировать детей?" - статья Яна Лаенса.
Об авторе:
Ян Лаенс проработал в области образования более 30 лет. В 80-х годах он создал успешный центр обучения компьютерной грамотности в Лондоне, после чего он был приглашен в Лос-Анжелес, где возглавил международную образовательную организацию. В 1995 году Ян получил награду за свою статью «Помогите своему ребенку», которая была опубликована в более, чем 1100 изданиях по всей Америке. В настоящее время Ян разрабатывает обучающие материалы по програмному обеспечению.
"Мои родители рассказывали, что когда я был маленьким, я был очень подвижным и шумным ребенком. Это продолжалось до тех пор, пока я не пошел в школу. Я хорошо помню некоторые моменты той беззаботной веселой жизни, которая резко оборвалась, когда мне было всего 5 лет. Я хорошо помню, как сидел на кухне на полу и играл с цветными кубиками, сооружал различные большие конструкции. Пол был твердый, но это никак не мешало мне. Возможно, тогда я был маленький и пухленький. Моя мама бегала туда-сюда по кухне, вынимала всякую всячину из шкафов и ящиков, подходила к плите, возвращалась обратно, клала все на место, шла через кухню к другим ящикам… Она всегда была занята.
Мой старший брат вернулся домой. Я не знаю, где он был. Он идет на кухню, и я смотрю на него снизу вверх. Он высокий, как огромное здание. Я внимательно слушаю, как он разговаривает с мамой. Он смотрит на меня. Он на целых четыре года старше меня. Ему должно быть пять или шесть лет. В то время он носил короткие штанишки, и начищенные, но немного потрепанные ботиночки. Я знаю, что некоторые люди ничего не помнят из своей жизни, когда им год или два, а может даже когда им пять или шесть лет. Так что я прошу прощения, если это покажется нереальным или необычным для вас. Тем не менее, я помню некоторые моменты моего детства, и даже младенчества. Я буду помнить их всю свою жизнь.
Когда я достиг почтительного пятилетнего возраста, я пошел в школу. Это было интересно. Для меня это место было новым. Новые знакомства с детьми, с кем можно было встречаться и болтать. Новые занятия и увлечения. Новые знания. Я действительно с нетерпением ожидал того момента, когда пойду в школу. Наверное, вы думаете, что я завел очень много друзей, получил много знаний и хорошо проводил время.
В течение первой недели, когда я болтал с учеником, сидевшим позади меня (а он, кстати сказать, не был уж очень общительным, а был нервным и часто смотрел на учительницу), все мои представления о том, что школа – это что-то хорошее и светлое, рухнули как карточный домик. Школа никогда не будет прежней. Для меня она никогда не будет местом, где процветает радость и желание учиться. На самом деле, школа стала для меня тюрьмой. Вы хотите знать, что случилось? Так вот. Для начала, у нас начался наш первый урок в школе. Нас рассадили по местам за парты, которые стояли аккуратными ровными рядами. Мы смотрели на учительницу. Она стояла и смотрела на нас, готовая в случае чего отвесить нам пару затрещин. Прежде чем приступить к учебе, нам рассказали некоторые правила, которые мы должны были обязательно знать. Вот что учительница строго сказала нам: "Вы не будете говорить, до тех пор, пока не поднимете руку вверх. После этого вы подождете, пока я не разрешу вам говорить. Вы не будете разговаривать друг с другом во время занятий. Если вы нарушите эти правила, вы будете наказаны". Не прошло и часа, как один из нас нарушил одно и этих дурацких правил. Его отправили в угол к мусорному ведру. Он стоял там лицом к стене около 20 минут. К тому же, некоторым пришло на ум начать хихикать. Как же это повлияло на меня? Какой урок я извлек из этой ситуации? Я замолчал. Я стал застенчивым и молчаливым. Я очень переживал, когда начинал говорить без разрешения. Я смел говорить только в том случае, если был уверен, что абсолютно прав, а иначе меня будут упрекать, что я говорю полную чушь.
Через несколько дней, казалось, учительница немного успокоилась. Я заметил, что некоторые дети начинают разговаривать друг с другом и их не наказывают. Так что и я начал говорить с соседкой по парте - Розалинд. Она оказалась веселой. Мы смеялись и дурачились друг с другом, а потом начали вместе играть на переменах. Так продолжалось до тех пор, пока… Учительница закричала на меня и на Розалинд: "Перестаньте болтать!" Воцарилась тишина. Мое лицо стало красным. Мое замешательство росло. Эти правила вернулись в игру. Розалинд больше не захотела сидеть рядом со мной, потому что я втянул её в эту неприятность. Это был конец нашей прекрасной дружбы. Мне понадобилось много лет, прежде чем я мог избавиться от этих оков.
Многие учителя в школах совершают подобные вещи. Они пытаются установить полный контроль над классом. Конечно, это звучит весьма похвально и это необходимо, однако это делается не так. В конце концов, обучение – это процесс, который состоит в общении и взаимопомощи, а не только в слушании. Оно включает в себя двустороннее общение с разными людьми, для того, чтобы получать новые идеи и точки зрения. Оно включает развитие разума и суждения. В условиях, где разрешают говорить, только когда к вам обращаются, не развивается ни характер, ни чувство собственного достоинства. Развивается только бунт или подчинение.
Писатель и гуманитарий, Л. Рон Хаббард, написал в статье «Как жить с детьми»: «Если вы стремитесь управлять ребенком, если вы стремитесь быть его хозяином, то вы потереяли его навеки». Необходимо создавать условия для детей, где они могут свободно общаться и где они не подвергаются стрессу. Такая атмосфера наиболее благоприятна для обучения.
А теперь о таких вещах как контроль и дисциплина: они могут быть прекрасно реализованы при помощи некоторых простых правил и при помощи общения. Если вы хотите научить своих детей – научите их быть самостоятельными, уверенными в себе учениками, но не учите их тому, как быть тихонями. Если вы хотите освоить принципы успешного воспитания детей, которые позволят вам стать другом своему ребенку и установить хороший контроль и дисциплину, обращайтесь в "Прикладное Образование".
Ян Лаенс
(495) 795-51-32 Контакты